Лоукосты — почему дешево и как с ними летать

low-cost-carriers-e1392947438883
источник фото: http://trekeffect.com/blog/low-cost-airlines

Мы часто слышим про лоукосты, авиакомпании, которые предлагают перелеты «за копейки». За копейки или нет, но однозначно дешевле, чем авиакомпании так называемого полного цикла. Правда ли это? Попробуем развеять мифы, рассказать правду, о чем-то предупредить и поделиться опытом.

Лоукост (lowcost airline) — низкобюджетная или бюджетная авиакомпания, особенность услуг которой заключается в низких ценах за авиабилет и высокой частотности рейсов.

Лоукосты — изобретение сравнительно недавнее, и распространено, главным образом в развитых странах. Появились лоукосты в силу жесткой конкуренции на рынке авиаперевозок — пассажиропоток постоянно растет, но и предложения на рынке не отстают.

Модель лоукоста такова, что дает клиенту весьма привлекательные цены на перелеты в сравнении с конкурентами.

Отличительные особенности лоукоста:
— низкий базовый авиатариф
— жесткие ограничения по весу провозимого багажа
— минимальный пакет услуг на борту (бесплатного питания практически нет)
— дополнительные услуги как в аэропорту, так и на борту платные.

Классические лоукосты в Европе — Ryanair (Ирландия) и EasyJet (Великобритания).

Artwork

EasyjetA319

Пример цен. Периодически объявляются распродажи, и тарифы в период распродаж могут реально быть копеечными.

Ryanair предлагает улететь из Лондона в Барселону за 19,99 фунтов. (Цена действительна на момент, когда я сделал скрин их сайта!)
ryanairprice

У EasyJet, к примеру, тариф из Москвы в Мадрида в Милан — 53 доллара. (Цена действительна на момент, когда я сделал скрин их сайта!)
easyjetprices

Почему лоукост предлагает низкие цены? На чем они экономят?
Ответ постараемся дать развернутый:

(А) Лоукосты летают, как правило, во второстепенные аэропорты, где расходы у авиакомпании значительно ниже.
Пример:
Лондонский аэропорт Heathrow (код аэропорта LHR) — гигантский хаб, где обслуживание самолета стоит значительно дороже, так как аэропорт очень близок к городу.
Аэропорт London Luton (LTN) — находится в 50 км от Лондона.

(Б) Лоукосты взимают дополнительную плату за провоз багажа, что кстати удобно для путешествующих налегке, только с ручной кладью. Таким образом, при покупке билета вы должны планировать, сколько мест багажа у вас будет, потому что за каждый чемодан придется платить. Если не оплатите багаж при покупке билета, то, приехал в аэропорт, заплатите еще больше.

(В) Некоторые лоукосты также экономят на регистрации пассажиров в аэропорту, таким образом снижая свои расходы за пользование стойками регистрации в терминале. Регистрацию пассажиров обязывают делать онлайн на этапе покупки билета или позже, но в обоих случаях — до приезда в аэропорт. Если вы забыли сделать регистрацию (check-in) онлайн, то в аэропорту за check-in с вас возьмут за это деньги.

(Г) Лоукосты не предлагают бесплатного бортового питания или предлагают очень ограниченный ассортимент (скажем, вода или сок). Если же вы — любитель перекусить курицей или рыбой на высоте 10 000 метров, то в салоне вы найдете меню и сможете заказать за плату сендвич или маффин с напитком, либо что-то посытнее.

(Д) Лоукосты, как правило, продают свои билеты на своем сайте, чем экономят на зарплате билетных агентов — согласитесь, очень практично, особенно в эру Интернета.

(Е) Лоукосты экономят на обслуживании самолетов. Не беспокойтесь, это никак не сказывается на безопасности. Имеется в виду то, что такие авиакомпании эксплуатируют самолеты одного типа, чтобы минимизировать расходы на обслуживающий персонал и на состав пилотов, которые фактически являются взаимозаменяемыми, так как все они обучены управлять одним и тем же типом воздушного судна.

Помимо платы за багаж и бортовое питание, будьте готовы к тому, что вам, возможно, понадобится заплатить за:
— определенные места в салоне. Дело в том, что пассажиру не присваивается места при регистрации — все заходят в порядке очереди, и первые вошедшие на борт занимают самые хорошие места. Если вы оказались в хвосте очереди, то придется довольствоваться теми местами, которые остались. Если вы путешествуете с кем-то, то не факт, что вы будете сидеть рядом — остается занимать свободные места.
— право войти в салон одним из первых (priority boarding). Преимущество данной услуги очевидно.
Естественно, вы вольны не пользоваться этими услугами, но они добавляют больше комфорта.

Некоторые лоукосты нередко занимают почетные места в списках авиалиний, которые часто задерживают рейсы, но, несмотря на это, они чрезвычайно популярны благодаря своей ценовой политике. Эдакая маршрутка по воздуху.

Лоукосты — это, как правило, региональные авиалинии. Трансконтинентальных лоукостов я не знаю. Ryanair, правда, анонсировал свои планы начать летать из Европы в США за 100 евро, что кажется совершенно немыслимым, но, возможно, у менеджмента авиакомпании уже есть какая-то бизнес-модель бюджетных трансатлантических рейсов.

Маршрутная сеть авиакомпании Ryanair:
ryanairmap

Обслуживать такую сеть должен серьезный флот. Флот лоукостов может легко соперничать с флагманами мировой авиации.

Количество воздушных судов:

Компании полного цикла Лоукосты
Lufthansa (Германия) — 286
British Airways (Великобритания) — 276
Аэрофлот (Россия) — 148
Iberia (Испания) — 74
Ryanair (Ирландия) — 298
EasyJet (Великобритания + Швейцария) — 197
Vueling (Испания) — 71
Southwest Airlines (США) — 583

Почему лоукостов нет в странах СНГ?

Во-первых, ввиду слабо развитой инфраструктуры или дороговизны ее использования.
Во-вторых, ввиду низкого пассажиропотока, который не сравнить, скажем, с европейским или североамериканским.
В-третьих, ввиду больших расстояний между пунктами. Например, рейс Москва — Новосибирск вряд ли осилит лоукост, предлагающий перелет за 40 евро. Это просто экономически невыгодно.
В-четвертых, ввиду малого объема инвестиций в сами самолеты, ведь во многом секрет прибыли лоукоста — в большом объеме перевозок, который могут обеспечить не 10 бортов, а 100-150 и более.
В-пятых, ввиду особенностей законодательства — тема сложная, и детали здесь излишни.

Российские лоукосты Avianova и SkyExpress, которые в свое время развивали этот рынок в европейской части России, ушли с рынка, в частности по вышеуказанным причинам. Предполагается, что авиакомпания Ютэйр будет запускать свой лоукост в скором времени из нового, четвертого московского аэропорта, который сейчас на стадии проектирования.

rulowcost

Так или иначе, лоукосты набирают обороты во всем мире, и их услуги имеют несомненные преимущества.

И под занавес — вот некоторые бюджетные авиакомпании на разных континентах:

Европа
EasyJet (Великобритания + Швейцария)
Germanwings (Германия)
Ryanair (Ирландия)
Vueling (Испания)
WizzAir (Венгрия + Украина)

Северная Америка
Southwest Airlines (США)

Юго-Восточная Азия и Океания
Jetstar Asia Airways (Сингапур)
AirAsia (Малайзия + Индия + Индонезия + Южная Корея + Япония + Тайланд + Филиппины)
Cebu Pacific (Филиппины)
Tigerair (Сингапур)

Ближний Восток
Air Arabia (ОАЭ)
flydubai (ОАЭ)

Лоукосты — почему дешево и как с ними летать: Один комментарий

Добавить комментарий